- Долг и должники в Библии
- отношения у евреев между должником и заимодавцем рисуются по Св. Писанию так: 1) кредитор не должен был притеснять своего должника и угнетать его ростовщичеством. В субботний год, когда земля оставалась без обработки, он мог требовать уплаты долга только от чужеземца, но не от израильтянина. Вероятнее всего, что это отсрочка платежа до следующего года; этот закон всегда соблюдался, даже после возвращения из вавилонского плена. Должник обязан платить свой долг. При стесненных обстоятельствах они убегают от своих кредиторов. Так, к Давиду, убегавшему от преследований Саула, присоединилось много должников. Для обеспечения долга заимодавец мог требовать залог, не слишком, однако, обременительный для должника. Он не имел права входить в дом его для выбора вещи. Считалось жестокостью брать вола у вдовы. Если в залог бралась одежда бедняка, то заимодавец обязан был возвратить ее до захода солнца. Иногда доходило до закладывания свободы своей или детей своих, что запрещалось законом. С уплатой долга залог возвращался. При неуплате в срок кредитор или продавал залог, или налагал арест на вещи должника, но второй путь считался крайностью и недостойным делом. Должника, по оговору кредитора, подвергали пыткам, чтобы узнать, где он скрыл свое серебро.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.